Почему предприниматели продают бизнес?
Продажа бизнеса может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами. Внешние причины обусловлены проблемами с арендой или рынком, внутренние – плохой кредитной историей, заболеванием собственника, переездом и т.д.
Иногда предприниматели устают от собственного бизнеса. Доводят дело до какого-то предела, и когда бизнес начинает работать, как часы, собственникам становится скучно, поэтому они принимают решение о продаже.
Тем не менее, всегда следует помнить, что никто не станет продавать курицу, несущую золотые яйца.
Какие ошибки совершают продавцы?
Первая ошибка, которую совершают продавцы – неполноценная подготовка бизнеса к продаже. Правоустанавливающие документы, отчетность, переговоры с арендодателем – все это продавцы, как правило, откладывают на потом. Может даже оказаться, что у бизнесмена отсутствуют права на некоторые активы.
Другая ошибка — неадекватная оценка стоимости бизнеса. «Я посмотрел, что продается на Авито — там такой шлак, а у меня-то лучше. Нужно увеличить стоимость. За меньшую сумму нет смысла продавать». Оценивать бизнес необходимо по принципу ценности для клиента.
Полезные советы покупателю бизнеса
- заложите в бюджет 15-30% от суммы сделки на обязательные расходы;
- не концентрируйтесь на внутренней отчетности бизнеса: дождитесь результатов проверки;
- оцените риски и проработайте все сценарии;
- сформируйте надежную команду.
Основные риски при покупке бизнеса
Рисков при покупке бизнеса достаточно много. Например, продавец может оказаться мошенником. Также существует вероятность недооценки покупателем своего уровня ответственности: он думает, что посредник, продавец, арендодатель должны решать его проблемы. А это неправильная постановка вопроса.
Еще один риск — отсутствие аналитики ниши, перспектив развития рынка и желания развиваться.
Достаточно часто покупатели недооценивают риски, связанные с управлением бизнесом. Бывает, покупатели не имеют опыта управления бизнесом либо работали топ-менеджерами, но никогда самостоятельно не занимались одним направлением. В данном случае сказывается отсутствие команды: бизнесмену просто некому помочь.